Пресенильные деменции

К пресенильным деменциям относят заболева­ния, проявляющиеся преимущественно в предстарческом возрасте и характеризующиеся неуклонно прогредиентным, постепенно возникающим и протекающим без остановок и ремиссий (но и без обострений) ослабоумливающим про­цессом.

Морфологический субстрат пресенильных деменций — первично-атрофический процесс. Однако этиопатогенетически и морфологически заболевания этой группы сущес­твенно различаются — атрофия, например, при болезни Альцгеймера носит иной характер, чем при болезни Пика.

Наиболее часто из заболеваний этой группы встреча­ются болезни Альцгеймера и Пика, а также хорея Гентингтона. Особые трудности для дифференциальной диагнос­тики представляют первые два заболевания.

Для диагностики болезней Пика и Альцгеймера осо­бенно значимо патопсихологическое исследование с ис­пользованием ряда нейропсихологических методик Пресенильные деменции.

При изучении психопатологических проявлений при болезнях Пика и Альцгеймера руководствуются принятым разделением заболеваний на три стадии. Первая (началь­ная) стадия характеризуется изменениями интеллекта, па­мяти и внимания, без выраженных грубо-очаговых сим­птомов, вторая — выраженным слабоумием и фокальны­ми симптомами (афатическими, агностическими, апрактическими), третья, терминальная, — глубоким психичес­ким распадом, больные ведут сугубо вегетативное сущес­твование.

В первой стадии болезни Альцгеймера данные пато­психологического исследования мало отличаются от дан­ных при сенильной деменции. На передний план высту­пают прогрессирующие расстройства памяти. Клиничес­ки определяется недостаточность памяти, распространяю­щаяся вначале на события, хронологически близкие к на­чалу заболевания. В ряде случаев Пресенильные деменции отмечаются и умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции. Они обыч­но обнаруживаются при рассказе больных о событиях своей жизни в определенные периоды, при расспросах врача о том, что происходило накануне, несколько дней или не­делю назад и т. д. Сами по себе больные активно не про­дуцируют конфабуляторные воспоминания. Конфабуляции обычно выявляются лишь при соответствующим образом направленной речи больных. По мере нарастания амнестических расстройств конфабуляции исчезают — больные безразлично относятся к обнаруживаемым в беседе прова­лам в памяти и не пытаются их ничем заполнить. Чаще всего конфабуляции отмечаются при проявлении болезни Альцгеймера в более позднем возрасте, после 60—65 лет.

Выражением Пресенильные деменции амнестического симптомокомплекса слу­жит постоянно наблюдающаяся при болезни Альцгейме­ра амнестическая дезориентировка. В связи с этим стано­вится понятным значение исследования функции памяти при предположении болезни Альцгеймера. В беседе с боль­ным проверяется память на события прошлого и текущие, устанавливается, насколько больной ориентирован во времени и месте. В пробе на запоминание 10 слов при болез­ни Альцгеймера кривая запоминания носит такой же ха­рактер, как при старческом слабоумии. Затруднения в за­поминании при болезни Альцгеймера связаны с выражен­ной недостаточностью активного внимания. Так же, как и при старческом слабоумии, при болезни Альцгеймера на­блюдается резкое ослабление удержания в памяти Пресенильные деменции, приоб­ретающее часто характер фиксационной амнезии. Это яв­ление обнаруживается во время беседы с больными, кото­рые проявляют свою несостоятельность при попытке за­помнить имя и отчество собеседника, еще более отчетли­во оно выступает в пробе на запоминание. О. Г. Садов (1968) при экспериментально-психологическом исследо­вании скорости забывания чисел подтвердил характерность для болезни Альцгеймера ослабления удержания в памя­ти. По данным автора, скорость забывания чисел при бо­лезни Альцгеймера значительно выше, чем при сосудис­тых деменциях, при этом было установлено, что быстрое уменьшение правильно воспроизведенных чисел находится в промежутке между 1 с и 1 мин после их предъявления.



В определенной связи Пресенильные деменции с амнестическими расстройства­ми находятся и характерные для начальных этапов болез­ни Альцгеймера затруднения в восприятии и удержании нового материала, особенно абстрактного характера, в со­здании новых навыков. Это устанавливается при экспери­ментально-психологическом исследовании, когда обсле­дуемый должен воспроизвести за исследующим неслож­ный двигательный стереотип, например 3—4 движения кисти рук в определенной последовательности. Наши на­блюдения показывают, что такие стереотипы образуются с большим трудом уже в начальной стадии болезни Аль­цгеймера, крайне нестойкие и не воспроизводятся боль­ными уже через несколько минут.

Одновременно с расстройствами памяти отмечается и интеллектуальная недостаточность. Больные оказываются несостоятельными при выполнении несложных заданий по методике исключения, при Пресенильные деменции необходимости подобрать обобщающее понятие для нескольких предметов или явлений. Интеллектуальная недостаточность еще более усугубляет­ся намечающимися уже в этот период нарушениями вы­сших корковых функций речи, гнозиса и праксиса, кото­рые впоследствии достигают такой степени выраженности, что можно говорить об афазии, агнозии и апраксии.

Примером этого может служить утрата больными в начальной стадии болезни Альцгеймера старых навыков, в первую очередь наиболее дифференцированных, тон­ких и сложных, наиболее поздно приобретенных в тече­ние жизни. В определенной степени это связано с прогрессированием амнестических расстройств. Утрата боль­ными навыков предшествует развитию во второй стадии заболевания грубых апрактических расстройств и, воз­можно Пресенильные деменции, является первоначальным звеном в генезе апрак­сии (Э. Я. Штернберг, 1960). Об этом свидетельствует и обнаруженное нами следующее обстоятельство: при ут­рате больными прежних навыков мы отмечали у них яв­ления конструктивной апраксии.

Обнаружение конструктивной апраксии в начале бо­лезни Альцгеймера имеет большое диагностическое зна­чение и при исследовании не представляет сложности. Больному предлагают скопировать несложную фигуру из палочек. Он не может ее воспроизвести не только по па­мяти, но и имея перед глазами образец. Иногда первые фигуры копируются удовлетворительно, но последующие уже не воспроизводятся, более того, обследуемый как бы утрачивает инструкцию и вместо выполнения задания «до­полняет Пресенильные деменции» фигуру-образец. Это, по нашему мнению, мож­но рассматривать как первое проявление недостаточности конструктивного праксиса и связано с так называемым угасанием функции, слабостью оптического внимания (М. С. Лебединский, 1966), наступающими при пораже­нии затылочной области коры большого мозга. Наруше­ния конструктивного праксиса проявляются и в невозмож­ности составить звезду из ромбов, заштриховать клетки шахматной доски в требуемом порядке.

Расстройства речи (устной и письменной) также харак­терны для первой стадии болезни Альцгеймера. При этом отмечаются затруднения и ошибки в произнесении слов. Иногда меняется характер речевой мелодии: она становится неуверенной, дрожащей. Часты ошибки в расстановке уда­рений. Предшественником характерных для второй ста­дии болезни Альцгеймера Пресенильные деменции афатических расстройств явля­ется обнаруживаемая в конце первой стадии семантичес­кая афазия. Больные не различают таких понятий, как «ма­мина дочка» и «дочкина мама» (обычно с этой целью боль­ному показывают рисунок, изображающий женщину с ре­бенком, и спрашивают, кто из них дочкина мама, а кто мамина дочка), «брат отца» и «отец брата». Они не пони­мают сложные логико-грамматические конструкции. При­водим примеры семантической афазии. Больная С. по поводу понятий «отец брата» и «брат отца» говорит: «Все родственники». Больная Б. отказ сравнивать эти же поня­тия мотивирует следующим образом: «Не знаю, ничего не могу сказать. У них там Пресенильные деменции народу много, детей много. Куда уж там искать». Она же пытается объяснить понятия «до­чкина мама» и «мамина дочка» так: «Значит, дочка была раньше рождена, чем мама».

Следует отметить, что в конце первой стадии болезни Альцгеймера, в сущности, на границе ее со второй, неред­ко отмечаются признаки, свидетельствующие об очаговом, преимущественно теменно-затылочной локализации, по­ражении головного мозга. Это уже упоминавшиеся нами семантическая афазия и конструктивная апраксия, а так­же своеобразное нарушение счета и нередко наблюдавша­яся нами симультанная агнозия.

Нарушения счета (акалькулия) характеризуются утратой больными представления о разрядности чисел. При записи под диктовку число 1030 воспроизводится как 100 030, 102 как Пресенильные деменции 1002, 390 как 30 090 т. д. Соответственно нарушается и восприятие чисел, легко выявляющееся при попытках срав­нения их. По нашим наблюдениям, больные в начальной стадии болезни Альцгеймера при сравнении чисел руководствуются, как это бывает при затылочных поражениях коры большого мозга, оценкой чисел не по разрядному значе­нию всего числа, а по значению входящих в него цифр (А. Р. Лурия, 1962). Так, они определяют, что 398 больше 401, 1978 больше 2120 и т. д. Этим объясняется то, что при болезни Альцгеймера в первую очередь становится невоз­можным выполнение счетных операций, требующих пере­хода через какие-либо разряды. Например, больные не мо­гут сложить два числа, сумма которых Пресенильные деменции превышает 10, но в это же время счетные операции в пределах 10 еще могут удовлетворительно выполнять.

Явления симультанной агнозии обнаруживаются при описании больными сюжетных рисунков — перечисляют­ся отдельные изображенные на рисунке предметы (при от­сутствии выраженной амнестической афазии), но взаимо­отношения между ними не улавливаются.

Выявление такого рода патопсихологического синдро­ма, свидетельствующего о преимущественной локализа­ции патологического процесса в теменно-затылочной об­ласти, имеет важное значение для диагностики болезни Альцгеймера. Следует отметить, что именно при первой стадии болезни Альцгеймера можно получить данные, не­обходимые для решения дифференциально-диагностичес­ких вопросов. Примером этого может служить сравнение начальных проявлений болезни Альцгеймера и болезни Пресенильные деменции Пика, различение которых в исходной стадии связано с большими трудностями.

В отличие от болезни Альцгеймера при болезни Пика расстройства памяти никогда не оформляются структурно в единый симптомокомплекс. В значительной мере впе­чатление о грубом ослаблении памяти при болезни Пика создается снижением активного внимания, неустойчи­востью его концентрации. По данным В. Г. Будзы (1973), в начале болезни Пика при экспериментально-психологи­ческом исследовании памяти выявляется значительная по­тенциальная способность к фиксации, свидетельствующая об отсутствии первичного нарушения непосредственного запоминания. Об этом свидетельствует воспроизведение 7—8 слов из 10. По мнению автора, расстройства памяти при болезни Пика долгое время являются вторичными и зависят главным образом Пресенильные деменции от снижения инициативы, нару­шения произвольности репродукции с расстройством ди­намики психических процессов в виде трудности переклю­чения, инертности проактивного торможения, патологии установки.

Как правило, при болезни Пика отсутствуют конфабуляции. Дезориентировка больных не носит характер амнестической, об этом свидетельствуют некоторые ответы больных, когда врачу удается сосредоточить их внимание на круге вопросов, связанных с местонахождением, хро­нологическими данными; об этом же можно судить по некоторым косвенным высказываниям больных. Такое явление напоминает редуцированную ориентировку, ко­торую отмечали Л. Г. Членов и А. М. Шуберт (1940) при болезни Пика. Наблюдаемая авторами больная сохраняла адекватное поведение, если ей приходилось иметь дело с объектами, расположенными по средней Пресенильные деменции линии и вблизи нее: она правильно находила и называла эти объекты, манипулировала с ними, меняла их местоположение. Эти формы деятельности резко нарушались, если объекты по­мещали вне внимания больной. Данные явления, по мне­нию авторов, могут играть определенную роль как в воз­никновении апрактических, агностических и афатических расстройств, так и в нарушении ориентировки. В. А. Ги­ляровский (1946) отмечал аналогичные явления при лоб­ных поражениях травматического генеза, которые он не связывал с расстройствами памяти, — при настойчивых наводящих вопросах можно убедиться, что факты как будто забытые больному известны, но они находятся в другом круге представлений, переход к которому затруднен. Яв Пресенильные деменции­ления редуцированной ориентировки объясняются нару­шением интеллектуальной деятельности и слабостью по­буждений, аспонтанностью.

Слабоумие уже в самом начале болезни Пика носит более грубый характер, чем при болезни Альцгеймера. Про­исходит как бы диссоциация всех высших интеллектуаль­ных функций, нарушена их координация. В первую оче­редь это отражается на особенностях личности больного, изменения которой либо напоминают псевдопаралитичес­кую картину, либо характеризуются преобладанием вялос­ти и пассивности, нарастанием аспонтанности и оскуде­ния речи.

Если в дебюте болезни Альцгеймера эмоциональные изменения сводятся к пониженному настроению, угнетен­ности, беспокойству, то при болезни Пика — это аффек­тивное огрубение, часто с эйфорическим оттенком. И в дальнейшем Пресенильные деменции при болезни Альцгеймера можно отметить длительную относительную сохранность ядра личности, сознание больными своей неполноценности, эмоциональ­ную откликаемость.

Намечающиеся в конце первой стадии очаговые рас­стройства речи, гнозиса и праксиса достигают наибольше­го развития во второй стадии болезни Альцгеймера, обна­руживая при этом своеобразную динамику, позволяющую говорить об афазии атрофического генеза, протекающей иначе, чем при других (опухолевых, сосудистых) органи­ческих поражениях головного мозга. Для этой стадии ха­рактерен синдром амнестической афазии, которая нахо­дится в прямой связи с расстройствами памяти. По на­шим наблюдениям, амнестическая афазия обнаруживалась при болезни Альцгеймера в 95,4 % случаев.

При височном варианте болезни Пика амнестическая Пресенильные деменции афазия нами отмечена лишь у 6 (22,2 %) из 27 больных. Таким образом, амнестическая афазия, по нашим матери­алам, более характерна для болезни Альцгеймера. Одна­ко наличие амнестической афазии в клинической картине не является серьезным аргументом против диагностиро­вания болезни Пика, так как она встречается при наиболее трудном в дифференциально-диагностическом отношении височном варианте этого заболевания.

При болезни Альцгеймера уже в начале обнаруживаются явления оптико-гностической недостаточности, та­кие же как и при старческом слабоумии. Их сочетание с амнестической афазией при болезни Альцгеймера создает своеобразную картину нарушения номинативной функции речи. При показе больным реальных предметов обнару­живаются затруднения в назывании их, но представления об их назначении Пресенильные деменции и свойствах еще сохранены.

При показе рисунков с изображениями предметов боль­ные не могут не только назвать эти предметы, но и ука­зать свойства, часто неправильно их называют. В даль­нейшем у этих больных обнаруживается картина оптичес­кой агнозии.

Очень часто при болезни Альцгеймера обнаруживает­ся обеднение речи существительными. При этом фразы строятся грамматически неправильно, обрываются на по­ловине, пропускаются и ничем не замещаются отдельные слова, некоторые слова остаются незаконченными.

Еще до появления выраженных амнестически-афатических расстройств на самых ранних этапах болезни Аль­цгеймера отмечается изменение почерка, появляются мно­гочисленные параграфии. Стадии амнестической афазии при болезни Пресенильные деменции Альцгеймера уже присущи грубые аграфические нарушения: оказывается невозможным произволь­ное письмо и письмо под диктовку, нарушено списыва­ние и воспроизведение автоматизированных энграмм.

Письменная речь является сложным актом, одной из сто­рон речевой функции. В ее осуществлении принимают учас­тие двигательный, речедвигательный и слуховой анализато­ры. При поражении одного из них нарушается функция и других. Первичное поражение одного из указанных анализа­торов обусловливает специфичность проявлений афазии. А. Р. Лурия (1950) показал, как в специфике аграфических проявлений отражается первичное нарушение функции од­ного из речевых анализаторов. Этим объясняется своеобра­зие аграфических проявлений при моторной либо сенсорной афазии. Так, при последней в письменной Пресенильные деменции речи мы находим признаки распада фонематического слуха.

Расстройства письма при болезни Альцгеймера отли­чаются большей выраженностью и необратимостью от ана­логичных расстройств при амнестической афазии, возник­шей вследствие острого нарушения кровообращения. Мож­но думать, что участие функциональных элементов в об­разовании аграфических расстройств при болезни Альцгей­мера минимально. Если при амнестической афазии сосу­дистого генеза списывание и воспроизведение автомати­зированных энграмм сохранены, то при болезни Альцгей­мера эта сторона письменной речи страдает уже в самом начале заболевания. Такого рода расстройства письма с нарушением графем характерны для поражений затылочно-теменных отделов доминантного полушария (А. Р. Лу­рия, 1959). Эти расстройства письменной Пресенильные деменции речи прогресси­руют и довольно рано приводят к образованию абсолют­ной аграфии, обнаруживаемой при болезни Альцгеймера уже на фоне легкой транскортикальной сенсорной афазии, а иногда и раньше, когда расстройства устной речи еще носят характер амнестической афазии. Указанная диссо­циация афатически-аграфических проявлений (последние опережают первые) может быть объяснена множествен­ным характером очаговости поражения коры большого мозга при болезни Альцгеймера.

Обращает на себя внимание отличие аграфических рас­стройств при болезни Альцгеймера от сенильной аграфии. В расстройствах письма при болезни Альцгеймера значи­тельную роль играет очаговость поражения мозга. Кли­нически они проявляются как психопатологический симптом очагового значения. При сенильной деменции функ­ция письменной речи Пресенильные деменции разрушается постепенно, наруша­ются вначале более сложные и позже приобретенные эле­менты (произвольное письмо, письмо под диктовку), а затем более простые (списывание воспроизведение автоматизированных энграмм).

С довольно ранним выявлением очагов атрофических поражений теменно-затылочных отделов доминантного полушария связаны и характерные для болезни Альцгеймера алексические расстройства. В генезе алексических синдромов, как известно, принимают участие простран­ственно-агностические, афатические, амнестические и аграфические нарушения. Различают первичные алексии, обус­ловленные нарушением механизмов восприятия букв, и вторичные («симптоматические»), наблюдающиеся при афазий. Алексия при болезни Альцгеймера может быть охарактеризована как первичная. Наблюдается динамика алексических расстройств от так называемой литеральной алексии, являющейся результатом нарушения процессов обобщения Пресенильные деменции и отвлечения в системе восприятия букв, — на уровне второй сигнальной системы, к агностической алек­сии, когда нарушены процессы анализа и синтеза оптико-пространственных отношений вообще, — на уровне пер­вой сигнальной системы (В.М. Смирнов, 1962). При бо­лезни Альцгеймера переход от литеральной алексии (чте­ние еще возможно, но протекает с паралексиями и без понимания смысла прочитанного) к агностической (боль­ные совершенно не узнают и не называют буквы, не отли­чают их от каких-либо знаков) осуществляется очень быс­тро и вне связи с афатическими расстройствами.

Расстройства письменной речи и чтения, выявляемые на ранних этапах болезни Альцгеймера — важный диф Пресенильные деменции­ференциально-диагностический критерий при необходи­мости отграничения ее от болезни Пика, при которой дли­тельное время сохраняется написание автоматизированных энграмм и чтение без понимания прочитанного. Семанти­ческая и амнестическая афазия достигает максимальной степени выраженности в начале второй стадии заболева­ния, а затем затушевывается, как бы перекрывается сен­сорно- и моторно-афатическими проявлениями. Указан­ные афатические расстройства при болезни Альцгеймера не сменяют друг друга, а как бы наслаиваются одно на другое. Таким образом, у больных с сенсорной афазией можно отметить и наличие амнестически-афатических проявлений. Это значительно затрудняет квалификацию речевых расстройств. О присоединении сенсорной афазии мы можем судить по наступлению и Пресенильные деменции прогрессированию нарушений понимания речи, обращенной к больному. При этом обязательно проверяется не только понимание боль­ным речи, но и сохранение им возможности повторять услышанное. При сохранении повторной речи говорят о транскортикальной сенсорной афазии. Эта стадия при бо­лезни Альцгеймера оказывается более длительной, чем стадия кортикальной сенсорной афазии, при которой на­рушено и повторение. Присоединение к сенсорной афазии явлений моторной афазии приводит к большому числу грубых парафатических искажений слов.

Для кортикальной сенсорной афазии характерно нару­шение фонематической дифференцировки. Больные не раз­личают близких фонем в слогах, предложенных им для повторения. Так, повторяя за обследующим пары слогов, больная вместо «ба-па» и Пресенильные деменции «па-ба» произносит «ба-ба». Фо­нематическая дифференцировка может проверяться и при повторении слов в спонтанной речи. По характеру парафа­зий можно судить о неразличении близких фонем. При­меры таких парафазии: «пудылочка» («бутылочка»), «па-рабан» («барабан»), «сабор» («забор») и т. д.

Обычно на стадии сенсорной афазии обнаруживают­ся явления логоклонии. Вначале — это клоническое рит­мическое повторение первого слога или звука слова, за­тем логоклонически повторяются и слоги, расположенные в середине или в конце слова. По нашим наблюдениям, логоклония встречалась в 76 % случаев болезни Альцгей­мера, тогда как при болезни Пика — лишь в 3,8 % случа­ев. Это обстоятельство дает основание Пресенильные деменции считать, что ло­гоклония — симптом, имеющий определенное значение в дифференциальной диагностике между болезнью Аль­цгеймера и болезнью Пика. В то же время следует пом­нить, что логоклония наблюдается и при других органи­ческих заболеваниях головного мозга — при прогрессив­ном параличе, после перенесенного энцефалита. Иногда логоклонии предшествует своеобразная атаксия слогов, проявляющаяся в «спотыкании» на слогах при произнесении скороговорок и трудных слов («подстаканник», «по­доконник»).

Афатические расстройства при болезни Альцгеймера носят нечеткий характер. В связи с этим можно лишь в некоторой степени условно характеризовать наблюдаемые при очагово-атрофических заболеваниях афатические кар­тины в соответствии с классической систематикой афазий. Одним из примеров этого является Пресенильные деменции несоответствие между степенью выраженности афатических и аграфических рас­стройств. Другим таким примером может служить изуче­ние речевой активности при атрофических поражениях го­ловного мозга. Мы лишь у 5 больных (3 случая болезни Альцгеймера и 2 — болезни Пика) наблюдали при сенсор­ной афазии логорею. У остальных больных отмечалось раннее развитие речевой аспонтанности, значительно бо­лее выраженное при болезни Пика. Это свидетельствует о незначительной частоте случаев изолированной атрофии височной области. Атрофия коры лобных отделов мозга (конвекситатной поверхности) почти всегда сопутствует ат­рофии височных отделов. Иногда лобное поражение опе­режает височное (случаи, отличающиеся аспонтанностью речи с начала заболевания) либо атрофия лобных отделов присоединяется к Пресенильные деменции височному поражению (случаи, когда на­блюдавшаяся вначале повышенная речевая активность сме­няется аспонтанностью). Эта особенность речи при болез­ни Альцгеймера объясняется множественностью очагов ат­рофии, наличием, наряду с очаговой, диффузной атрофии коры большого мозга.

Литеральные парафазии при болезни Альцгеймера уда­ется обнаружить еще на стадии транскортикальной сен­сорной афазии, а иногда и раньше — при амнестически-афатических проявлениях. Для этого следует лишь предъ­явить больному повышенную речевую нагрузку. Это не­соответствие парафатических расстройств наблюдающему­ся афатическому синдрому свидетельствует о наличии скрытых нарушений восприятия речи и является призна­ком своеобразной динамики афатических расстройств атрофического генеза, так как такая парафатически-афатическая диссоциация Пресенильные деменции нехарактерна для классических описаний афазии вследствие инсульта.

Параллельно асемическим симптомам (афазии, опти­ческой агнозии, конструктивной, а затем идеомоторной апраксии) во второй стадии болезни Альцгеймера обнару­живается выраженная очагово-неврологическая симптома­тика — парезы лицевого нерва по центральному типу, по­вышение мышечного тонуса конечностей, явления паркин­сонизма, нарушения походки. В ряде случаев наблюдают­ся судорожные припадки.

Все эти очаговые симптомы обнаруживаются на фоне глубокого слабоумия, при невозможности образования категориальных понятий, деавтоматизации привычного ряда, при выраженной акалькулии. Определяя слабоумие при болезни Альцгеймера как тотальное, глобарное, Э. Я. Штернберг (1962) указывает, что оно развивается более интенсивно, чем при типичной старческой деменции и по выраженности Пресенильные деменции его можно сравнить со слабоу­мием больных с нелеченым параличом. Однако при наличии выраженной деменции у лиц с болезнью Альц­геймера длительное время сохраняются сознание своей болезни, чувство собственной несостоятельности, адек­ватные эмоциональные реакции на посещение близкими.

Вторая стадия болезни Пика характеризуется типич­ной картиной неуклонно и монотонно прогрессирующей деменции, поражающей интеллект «сверху вниз», начи­ная с его наиболее сложных проявлений и заканчивая на­иболее простыми, элементарными, автоматизированны­ми с вовлечением предпосылок интеллекта. Происходит как бы диссоциация всех высших интеллектуальных фун­кций, нарушена их координация. На фоне грубого глобарного слабоумия определяется характерная динамика асемических симптомов, в первую очередь Пресенильные деменции расстройств речи. Характер патологии речи в значительной мере определя­ется первичной локализацией атрофического процесса.

При лобном варианте болезни Пика на первый план выступает падение речевой активности, вплоть до полной аспонтанности речи. Неуклонно оскудевает словарный за­пас, упрощается построение фраз. Можно выделить отри­цательное отношение больных к самому процессу речи, которая постепенно утрачивает коммуникативное значе­ние. При височном варианте болезни Пика стереотип раз­вития речевых расстройств напоминает аналогичный сте­реотип при болезни Альцгеймера, однако с некоторыми отличиями. Так, сенсорная афазия при болезни Пика чаще протекает без логореи.

Характерные для болезни Пика стереотипии в речи и поведении претерпевают определенную динамику Пресенильные деменции. Внача­ле «стоячие обороты» используются с неизмененными ин­тонациями в рассказе (симптом граммофонной пластин­ки), затем они все более упрощаются, редуцируются и сво­дятся к стереотипно повторяемой фразе, нескольким сло­вам, становятся все более бессмысленными. Иногда сло­ва в них настолько искажены, что нельзя определить их первоначальный смысл, например: «Вот уборка пиредни крес», «Бракада... бракада».

Для распада речи при болезни Пика характерны явле­ния палилалии — повторяются отдельные слова и фразы. Эхолалия при болезни Пика вначале митигированная, об­легченная — больной повторяет, слегка видоизменяя, за­данный ему вопрос. Затем митигированная эхолалия сме­няется истинной, при которой речевая репродукция явля­ется автоматической Пресенильные деменции, непроизвольной, лишена всякого смысла. Динамика эхолалии при болезни Пика отражает особенности течения атрофического процесса — переход от частичного нарушения связей между сигнальными сис­темами к полному (Э. Я. Штернберг, 1957).

Третья стадия болезни Пика и Альцгеймера характе­ризуется глубоким слабоумием, больные как бы ведут ве­гетативный образ жизни. Внешне психические функции приходят к окончательному распаду, контакт с больными совершенно невозможен.

В клинике хореи Гентингтона основную роль играет гносительно медленно (по сравнению с болезнями Пика Альцгеймера) развивающееся слабоумие. В ряде случа­ев его проявления предшествуют типичным хореатическим гиперкинезам, что затрудняет диагностику, тем болee, что из-за постепенного начала и медленного форми­рования слабоумия манифестный Пресенильные деменции период заболевания не­редко просматривается. Неуклонное прогрессирование слабоумия, фокальная симптоматика сближают хорею Генгингтона с другими формами пресенильной деменции. В клинике большое значение придают развивающимся в ран­ней стадии заболевания характерологическим изменени­ям, выраженным аффективным реакциям, своеобразной прилипчивости типа акайрии, описанной при эпидемичес­ком энцефалите М. И. Аствацатуровым (1928). Это легко обнаруживается и в ситуации патопсихологического ис­следования — больные аффективно неустойчивы, раздра­жительны, взрывчаты. По мере углубления деменции эти характерологические проявления сменяются безразличи­ем к окружающему, эйфорически-благодушным настрое­нием.

Отмечается известная диспропорциональность пораже­ния отдельных сторон и проявлений психической деятель­ности. В значительной мере интеллектуальная несостоя­тельность больных зависит от Пресенильные деменции грубых расстройств актив­ного внимания. Этим объясняется известная неравномер­ность результатов при исследовании больного в разные дни, в связи с чем у исследующего может даже сложить­ся ошибочное впечатление о некоторой обратимости нару­шений психической деятельности.

Выражены нарушения памяти — запоминание и удер­жание. При заучивании 10 слов больные хореей Гентин­гтона, как и при сенильной деменции и болезни Альцгей­мера, воспроизводят не более 3—4 одних и тех же слов. Э. Я. Штернберг (1967) видел в этом проявление инертности в протекании психических процессов. Рано обнаруживают­ся нарушения логико-смысловой памяти, выражающиеся в невозможности воспроизведения несложных рассказов.

С течением заболевания на смену стадии, характери­зовавшейся Пресенильные деменции неустойчивостью внимания и неравномер­ностью интеллектуальной работоспособности, приходит на­растающее оскудение интеллектуальной деятельности и нивелировка ее проявлений (Э. Я. Штернберг, 1967).

Афатико-агностико-апрактические расстройства при хо­рее Гентингтона не достигают такого развития, как при болезнях Пика и Альцгеймера, однако в некоторых случа­ях Э. Я. Штернберг (1967) наблюдал симптомы, близкие к проявлениям патологии речи при болезни Пика — ре­дукцию речи, отрицательное к ней отношение (симптом нежелания говорить). Такие изменения речи мы наблюда­ли главным образом при наличии глубокого слабоумия и аспонтанности.


documentatgrvan.html
documentatgsckv.html
documentatgsjvd.html
documentatgsrfl.html
documentatgsypt.html
Документ Пресенильные деменции