Крито-микенское искусство

Древние греки, знакомые с достижениями науки и искусства народов Востока— египтян, финикийцев, ассирийцев — все же пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир, и создали в полном смысле слова новую культуру.

Связующим звеном между Востоком и Древней Грецией явилась эгейская, или крито-микенская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), материковой Греции (города Микены, Тиринф, Пил ос), на западном побережье Малой Азии (город Троя) и истоки которой уходят в эпоху неолита и ранней бронзы. Греки всегда хранили в своих мифах и эпических сказаниях воспоминание об этом древнейшем Крито-микенское искусство периоде их культуры, а глядя на развалины крепостных стен той поры, считали, что их могли возвести только легендарные великаны — циклопы.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. происходило массовое передвижение южно-европейских племен на юг, в области Восточного Средиземноморья, и к концу 3-го тысячелетия до н.э. греческие племена ахейцев расселились на территории Южной и Средней Греции, вытеснив исконных жителей этих земель, а во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. греческие племена заселили острова Эгейского моря, к началу 1-го тысячелетия до н.э. утвердились на западном побережье Малой Азии, получившем название Ионийское побережье.

Эгейская Крито-микенское искусство культура, развивавшаяся в 3-2 тысячелетиях до н.э., охватывала несколько районов со своими оригинальными культурными чертами и вместе с тем связанными, переплетающимися друг с другом.

Самым древним из центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая Гомером. Археологами были обнаружены остатки вековых стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс, в замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама — многочисленные предметы из золота и серебра. В бронзовом веке значительным культурным центром стал Крит — богатая держава легендарного царя Миноса. Именно на Крите во 2-м тысячелетии до н.э. на развалинах общинно-родового строя впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города: Кнос Крито-микенское искусство, Фест, Гурния.

Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства, а теплый климат способствовал развитию земледелия и скотоводства.

Правили Критом цари. На Крите существовала армия и сильный флот.

Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную торговлю с другими народами.

Хотя-религия и играла важную роль в жизни критян, она не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было характерно для стран Древнего Востока, и в частности, Египта. Критяне воспринимали мир в нерасчлененном природном движении. «Все течет» — эта мысль древнегреческого философа Гераклита как бы полностью концентрирует в себе мироощущение Крито-микенское искусство минойской цивилизации. Для всех видов и проявлений минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира.



Прихотливы и запутанны Критские дворцы — Старые, возникшие на рубеже 3 и 2-го тысячелетий до н.э., и Новые, сменившие их около XVII века до н.э. Они состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений разных размеров и форм в два, а возможно, и в три этажа, не подчиненных никакому регулярному плану. Таков дворец в Кносе, названный Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен лабрисом — двуострой секирой, священной Крито-микенское искусство на Крите. Кажется, именно этот дворец с его запутанной, бессистемной планировкой породил миф о Лабиринте, построенном легендарным Дедалом. Стены дворца заполняли исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей. В замкнутой горизонтальной ленте, переползающей со стены на стену без акцентировки углов помещений, длящийся рассказ в следующих одна за другой сценах торжественных церемоний, религиозных процессий, игр со священным на Крите животным — быком. В росписях преобладали яркие и светлые краски, которые не служили раскраской внутри контура, а наносились цветовым пятном, динамичным, подвижным, формообразующим.

Изображенные на критских фресках люди воспринимаются как неотъемлемая часть природы, они сливаются с пейзажем, который охватывает их.

Во Крито-микенское искусство многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.

Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости. Особой силы выразительности достигают мастера в рельефах, они поражают своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью.

Мелкая пластика Крита, так же, как и живопись, носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, статуэтки изящных женщин со змеями в руках из цветного фаянса и слоновой кости, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.

Рис. 25. Критская ваза

Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, истоки росписи которых восходят к керамическим росписям трипольской культуры, занесенным массовым передвижением во Крито-микенское искусство второй половине 3-го тысячелетия до н.э. южноевропейских племен на юг, в области восточного Средиземноморья, узенькие полоски бегущей спирали на сосудах раннего минойского периода (конец 3-го тысячелетия до н.э.) расположены по тулову кувшина не только горизонтально. Они пересекают его наискось, ложатся на темную поверхность подвижными светлыми штрихами. При этом критский живописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму сосуда (рис. 25).

В XV веке до н.э. в результате грандиозной стихийной катастрофы — землетрясения и необыкновенной силы извержения вулкана на острове Фера (ныне Санторин) — воздушными и морскими волнами (цунами) и дождем из пепла были разрушены все дворцы и поселения на Крите. Ослабленный в результате Крито-микенское искусство катастрофы Крит был завоеван пришельцами с материковой Греции — ахейцами, которым удалось восстановить Кнос. Во второй половине 2-го тысячелетия ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне становятся поселения материковой Греции. В каждом из городов правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине, как критские, а на холмах, с которых хорошо видна окружающая местность, не на берегу моря, а в удалении от него. Высокие крепостные стены защищали их от неожиданных пиратских набегов. Стены и башни этих поселений получили название «циклопических», так как они сложены из огромных камней, поднять которые было под силу лишь сказочным великанам.

Микенская культура формировалась под сильным влиянием Крито-микенское искусство критской культуры, приобретая черты, отличающие ее памятники от памятников, обнаруженных на самом Крите. В микенской архитектуре XIV—ХШ веков до н.э. мощные каменные стены не дают «растекаться» отдельным ячейкам здания, собирают их воедино, превращают в военную крепость, где доминирует центральное помещение — мегарон — с четырьмя внутренними колоннами, поддерживавшими крышу и обрамлявшими очаг.

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели торжественный вид. Вход в акрополь Микен — знаменитые «львиные ворота» — был украшен плитой золотисто-желтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую.

Стены дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому Крито-микенское искусство внешнему облику дворцов. Настенные изображения дворцов выполнены в той же технике, что и критские, повторяют сюжеты минойской живописи, но в них исчезает свобода и непринужденность движений, все останавливается. Композиция приобретает замкнутый, статичный характер. Контуры фигур резки, формы застывшие.

Керамика в техническом отношении лучше критской: тоньше стенки сосудов, краски прочнее, манера исполнения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной глубокой идеи. Особенно часты на микенских вазах изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Ахейские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм. Даже Крито-микенское искусство узоры спирали теряют динамичность, которую чувствовал в них критский художник.

Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты четкости и законченности формы, тектоники и замкнутости получают дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных в общих чертах с мегароном, в раннем появле­нии монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приемах, в керамической технике.

В начале XII века до н.э. в период Троянской войны ранние рабовладельческие государства эгейского мира приходят в упадок, вскоре после Троянской войны начинается движение с севера новой волны греческих племен — дорийцев, продолжавшееся и на протяжении всего XI века до н.э. Эта волна Крито-микенское искусство разрушает очаги эгейской культуры. С гибелью этой ранней античной цивилизации на­долго приостанавливается развитие реалистического искусства.


documentatgcefp.html
documentatgclpx.html
documentatgctaf.html
documentatgdakn.html
documentatgdhuv.html
Документ Крито-микенское искусство